Здравствуйте, sum
Спасибо за ссылку на ТоргСофт, я посмотрел.
1. Мы прекрасно понимаем актуальность гибкой ценовой политики, которая крайне необходима в условиях конкуренции.
2. В программе есть возможность управления скидками. Вопрос проектирования сложных систем - это прежде всего вопрос компромиссов между противоречивыми требованиями. Автомобиль должен быть мощным, но потреблять мало топлива, быстрым, но в то же время безопасным и т.д. В программировании все то же. С одной стороны мы должны иметь возможность вести гибкую ценовую политику, а с другой стороны минимизировать злоупотребления продавцов на ценах. Очевидно, что специалисты ТоргСофт столкнулись
с той же проблемой.
В свое время мы для себя решили - система скидок должна быть максимально прозрачна и проста для контроля и понимания. И в то же время она должна обеспечивать достаточную гибкость. Как этого добиться?
Во первых, для каждого товара имеется 5 цен, то есть в прайсе мы имеем 5 колонок. Во вторых, каждому клиенту мы можем указать прайсовую колонку, по которой он может приобретать товар. Хороший клиент, много приобретает - переводим его, например, из второй прайсовой колонки в третью. Можно работать не по прайсовой колонке, а по проценту скидки. И та и другая привязка указана в карточке клиента.
Я не утверждаю, что такая система идеальна. Она очень неплохо показала себя в оптовых компаниях, когда с каждым клиентом заключен договор и четко прописана ценовая политика. Очевидно, что для бутикового направления подход должен быть несколько иным. При просмотре и прочтении материалов на сайте ТоргСофт я сделал вывод, что система этой компании имеет четкую специализацию как раз на промышленную группу товаров (одежда,
игрушки, возможно, бытовая техника) для небольших магазинов. Какие я вижу специфические условия у таких бизнесов.
1. Сравнительно небольшое количество покупателей в день - до 100.
2. Сравнительно крупные суммы покупок. Если в продуктовом магазине средний чек 35-50 грн, то здесь это значение гораздо выше, ну, скажем, 1000 грн.
3. Очень высокие наценки - 75, 100 и более процентов. То есть наценка против закупки вдвое - это норма.
4. Относительно высокий процент возвратов - платье не подошло, просто разонравилось и т.д.
5. Ярко выраженная сезонность - босоножки на Новый год никто покупать не станет.
Я не буду вдаваться в подробный анализ, почему сложилась именно такие условия. Они во многом очевидны - зимой холодно, летом тепло.
Так же объяснимы и высокие наценки - высоки риски, и нужен хороший амортизатор для сезонных скидок, и т.д.
Нужно так же заметить, что в ТЦУ нет необходимости переделывать ядро системы для реализации такой скидочной модели, там как раз все уже предусмотрено. В данном случае нужно пересмотреть методики расчета скидок. И сложность такого расчета заключается не в том, чтобы рассчитать скидку на данную конкретную продажу, а в том, чтобы такие скидки были безопасны для Вашего бизнеса, чтобы Вы не прогорели на таких скидках. Несколькими постами выше я уже доказывал, что безопасной может считаться не та фактическая цена продажи, которая не меньше закупочной цены, а та цена, которая не ниже определенной наценки. Той наценки, которая формирует точку безубыточности Вашего бизнеса. Ваш бизнес несет массу расходов, покрываться эти расходы могут только из разницы между розничной и закупочной ценами на проданный товар. И вот тут как раз и возникает сложность. Если по клиенту мы формируем правила скидок, то по каждому товару необходимо сформировать правила ограничения этих скидок, чтобы не уйти ниже точки безубыточности при продаже данного товара. Но мы не можем точно рассчитать точку безубыточности на уровне каждого товара и в этом сложность. Можно сказать, что продав один товар в убыток, другой товар в этой же продаже своей прибылью может этот убыток с лихвой компенсировать. Но этого гарантировать мы так же не можем.
Исходя из вышеперечисленных соображений напрашивается соломоново решение. Мы как разработчики предоставляем Вам инструментарий (большой и разнообразный), а вы как владельцы бизнесов можете использовать его на свой страх и риск.
Какие я вижу необходимые шаги, чтобы довести систему скидок для требуемого в данной области применения уровня.
1. В карточке клиента, кроме скидки по проценту и скидки по колонке прайса мы можем применить таблицу накопительных скидок с указанием периода действия, суммы покупки в течение периода действия и процента скидки. Какую систему скидок (%, колонка прайса, накопительная) для данного клиента предпочтет пользователь программы - отдается на его выбор.
2. В карточке товара кроме
пяти прайсовых цен и возможных связок между ценами нужно ввести ограничение точки безубыточности, то есть необходимо наличие минимальной цены продажи, ниже которой продавать данный товар мы не имеем права. Очевидно, что такую цену можно указывать как одну из цен прайса. Допустим, самая низкая из пяти цен прайса и будет той ценой, ниже которой продавать товар нельзя.
Сделать данную систему скидок не так сложно - это вопрос двух дней. Меня гораздо сильнее беспокоит другой вопрос - сложность интерфейса (много настроек в разных местах -в карточке клиента и в карточке товара) и, как следствие, сложность понимания пользователями, как все это работает. Мы конечно же подготовим подробное описание данной системы скидок, но это не будет гарантировать отсутствие проблем и непонимания. Основная масса наших пользователей читает техническую документацию в лучшем случае "по диагонали", в худшем - просто игнорирует. Поэтому мы стараемся делать интерфейс настолько интуитивным, насколько это вообще возможно.
И проблема - как сделать такую штуку с простым и понятным интерфейсом - которая на самом деле беспокоит меня больше всего.
Жду мнение всех заинтересованных лиц.